Анализ безубыточности

Второй уровень анализа себестоимости касается главным образом соотношения между объемом продаж и себестоимостью реализованной продукции, но проводится вне отчета о прибылях и убытках. Этот уровень включает анализ безубыточности и занимается соотношениями между объемом продаж и большей частью затрат, включая, но не ограничиваясь себестоимостью реализованной продукции.

Понятия, лежащие в основе анализа безубыточности

Основным принципом, лежащим в основе анализа безубыточности, является характер поведения расходов. Одни расходы изменяются с изменением объема реализации, другие — остаются, по существу, неизменными при всех рассматриваемых объемах реализации. Расходы первой категории относятся к переменным, а второй — к постоянным.

Различие между ними, соответствующее характеру их поведения, лучше всего можно проиллюстрировать на примере. Чтобы сосредоточиться сперва на основных данных и на методике анализа безубыточности, рассмотрим простой пример. Одна предприимчивая студентка нашла возможность продавать карманные калькуляторы на условиях конвенции финансовых аналитиков, находящейся в ее родном городе. Наведя справки, она узнала, что должна будет получить в организационном комитете конвенции лицензию продавца за 10 дол. и что арендная плата за помещение для торговли составит 140 дол. Себестоимость калькуляторов должна быть 3 дол. за единицу с правом возврата нереализованных. Студентка решила, что 8 дол. будут подходящей ценой за калькулятор, и пожелала узнать, будет ли ее предприятие прибыльным. В качестве первого шага она решила рассчитать количество калькуляторов, которое она должна продать, чтобы не понести убытки.
Постоянные расходы = Плата за лицензию (10 дол.) + Арендная плата (140 дол.). Эти расходы являются постоянными, поскольку они присутствуют независимо от количества проданных калькуляторов. Решая уравнение, получим:
Нужно продать 30 калькуляторов, чтобы не понести убытки.

В этом примере количество проданных калькуляторов является важной информацией, так как студентке нужно оценить вероятность такой величины спроса, которая сделала бы ее предприятие прибыльным. Такой подход можно применять на предприятиях, реализующих один вид продукции.

На практике предприятие продает множество товаров, и анализ безубыточности продаж в натуральном выражении становится бесполезным. Аналитик сосредоточивается на объеме реализации в долларах. Так было бы, если бы наша студентка продавала кроме калькуляторов канцелярские товары и книги.

Этот более распространенный расчет можно проиллюстрировать на уже заданных данных.
На нем представлено решение с использованием метода формул. Кроме того, при одном наборе предположений показана не только точка безубыточности, но и целый ряд состояний — область прибыльности (сверху от этой точки), а также область убыточности (ниже ее).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: